Немецкая модель экономики исторически опиралась на глобализацию экономических связей и дешевые энергозатраты для повышения зарплат и социального уровня жизни населения. В этой связи, экономика Германии, в значительной степени, ориентирована на экспорт и тесно связана с рынками США и Китая.
Вместе с тем, происходящие геополитические и региональные изменения, на текущий период, создали серьезные проблемы, угрожающие указанной модели экономики. Внешние связи с США привели к появлению тренда на отток производства из ФРГ за рубеж, а конфликт России и Украины стали причиной роста цен на энергоносители.
По мнению экспертов, совокупность указанных проблем может привести к снижению темпов экономического роста Германии, что окажет серьезное влияние на трансатлантические отношения с США, а также отношения с союзниками и партнерами по Евросоюзу. Вместе с тем, эксперты полагают, что прогнозируемые экономические потери можно компенсировать увеличением использования квалифицированной рабочей силы, высокотехнологичного производства с развитой инфраструктурой, а также новыми экологическими и цифровыми инвестициями.
Немецкая экономика в значительной степени ориентирована на производственный сектор. Промышленность составляет почти 30% от общего ВВП, что превышает долю всех других крупных экономик Западной Европы, при этом доля Италии составляет около 24%, а Великобритании и Франции — около 18%.
Рабочая сила высококвалифицированная, а государственный долг сравнительно низок. Однако перспективы оставляют желать лучшего.
С начала периода пандемии COVID-19, рост реального ВВП Германии находится в самом низу таблицы лидеров G7, а экономическая модель страны сталкивается с четырьмя фундаментальными проблемами:
· зависимость от торговли США и Китая;
· высокие цены на энергоносители;
· отсутствие инвестиционных расходов;
· ухудшение демографических условий.
Проблема 1: Германия сильно зависит от торговли с США и Китаем.
Германия выделяется в Европе как страна, которая на сегодняшний день больше всего зависит от торговли и инвестиций с Китаем, что резко контрастирует с другими странами ЕС. Китай является четвертым
по величине экспортным направлением Германии, а также крупнейшим импортным партнером страны, что создает проблемы в контексте «снижения рисков» со стороны Китая. Торговый баланс Германии с Китаем в последние годы стал резко отрицательным из-за постковидной инфляции цен
на импортные товары и восстановления внутреннего спроса. Кроме того, первичные доходы от Китая, состоящие из прибыли, полученной от прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Германии в страну, в последние годы растут из-за немецких инвестиций на китайском рынке.
Несмотря на то, что немецкие компании активно выступают против торговых барьеров с Китаем, ЕС по-прежнему настроен защищать свою внутреннюю промышленность, объявив в начале июня о введении пошлин до 50% на китайские электромобили (ЭМ). Это включает в себя средневзвешенную пошлину в размере 21% для западных брендов, производящих ЭМ в Китае в партнерстве с китайскими совместными предприятиями. Эти пошлины уничтожат и без того небольшую маржу для ЭМ, произведенных в Китае для экспорта в ЕС.
В случае победы Д.Трампа на президентских выборах в США, ожидается, что средневзвешенная ставка тарифа США увеличится
до 5%-10% (с 2% в настоящее время) к концу 2025 года. Европейские сталелитейные и алюминиевые секторы столкнутся с повторным введением приостановленных в настоящее время тарифов в размере 25% и 10%.
Проблема 2: Высокие цены на энергоносители угрожают росту производительности
Конкурентоспособность немецких отраслей промышленности ослабла из-за более высоких цен на энергоносители после начала конфликта России
и Украины в 2022 году. Нехватка дешевой российской энергии привела
к росту затрат на вводимые ресурсы, что ухудшило перспективы производственного сектора. Это ускорило структурный сдвиг Германии
от промышленной деятельности к сфере услуг. Это проблематично для общего роста экономики, поскольку рост производительности в сфере услуг обычно отстает от роста в обрабатывающей промышленности. По данным немецкого аналитического центра, структурный сдвиг в сторону сферы услуг привел замедлению роста экономики страны на 40%. Ожидается,
что Германия продолжит отставать от сопоставимых экономик (особенно
от США) с точки зрения роста производительности.
Проблема 3: Дефицит государственных инвестиций в странах-партнерах
Уровни инвестиций в Германии были одними из самых низких
в Западной Европе за последнее десятилетие. Сменявшие друг друга правительства не были склонны к государственным расходам, вместо этого уделяя постоянное внимание управлению профицитом федерального бюджета. По данным МВФ, деньги, заложенные в бюджет на инвестиции, обычно не расходуются полностью, из-за нехватки персонала в органах власти. В то же время, количество бюрократических проволочек в некоторых областях (например, получение разрешений на строительство) отпугивает инвесторов из частного сектора.
Последствия включают в себя разрушающуюся инфраструктуру
с заметными нагрузками на железнодорожную сеть и медленный прогресс
во внедрении услуг электронного правительства. Федеральный долг Германии, который ограничивает годовой структурный дефицит федерального бюджета до 0,35% ВВП, был восстановлен в 2024 году,
что сократило возможности для инвестиций в «зеленый» переход, цифровую инфраструктуру и оборону.
Проблема 4: Плохие демографические перспективы
По данным ООН, в перспективе 2024–2050 годов, численность трудоспособного населения Германии будет сокращаться в среднем на 0,6%
в год. За последнее десятилетие необходимое количество рабочей силы поддерживалось за счет мигрантов, однако, с связи с активизацией правых политических партий, ожидается принятие жесткой миграционной политики, что приведет к снижению уровня рабочей миграции в ФРГ.
Наряду с ожиданиями увеличения количества населения пенсионного возраста, указанный фактор окажет влияние и резко снизит перспективы предложения рабочей силы на рынке труда ФРГ. Нехватка рабочей силы приведет к увеличению налоговой нагрузки на работающее население для финансирования постоянно растущих пенсионных выплат и, соответственно, увеличению социальной напряженности.
Сильные стороны и возможности
Вместе с тем, указанные проблемы не являются нерешаемыми.
На текущий период, несмотря на экономические трудности, ФРГ остается
в числе передовых экономик мира и входит в десятку лучших мест для ведения бизнеса в мире в рейтинге деловой среды. Кроме того, к сильным сторонам экономической модели Германии надо отнести институциональную эффективность и длительную политическую стабильность, которые поддерживают инвестиции. Также, выгодное географическое расположение обеспечивает ФРГ второй в мире по величине, потребительский рынок после США. Страна также является штаб-квартирой для ключевых промышленных кластеров, сосредоточенных вокруг машиностроения, электротехники, электроники, химикатов и производства автомобилей. Германия также хорошо подготовлена к тому, чтобы возглавить переход к «зеленой экономике» в Европе. Последние тенденции прямых иностранных инвестиций предполагают значительный рост «зеленых» и цифровых проектов в Германии. Рекордные восемь проектов, согласованных в 2023 году, имели размер более 1 млрд евро; крупнейшим был завод по производству полупроводников в Дрездене, стоимостью 10 млрд евро, созданный чип-гигантом TSMC (Тайвань), который получил государственные и европейские субсидии.
В энергетическом секторе Германии, на развитие водородной инфраструктуры выделено до 160 млрд евро. Реализация энергетического проекта в рамках «зеленой экономики» предполагает энергетическое обеспечение таких энергоемких отраслей промышленности Германии, как сталелитейное и алюминиевое производство, ранее обеспеченное импортом дешевого природного газа. Вступление в силу в 2026 году «Механизма регулирования выбросов углерода в странах ЕС» предполагает производство энергии из возобновляемых источников более экономически выгодным, что в итоге, снизит затраты на развитие промышленности ФРГ.
В среднесрочной перспективе, это окажет положительный эффект на общие энергозатраты ФРГ в процессе европейской конкуренции.
Также, ФРГ активно развивает собственную инфраструктуру стартапов и искусственного интеллекта (ИИ), для предотвращения оттока квалифицированных специалистов в области ИИ за рубеж.
Вместе с тем, происходящие геополитические и региональные изменения, на текущий период, создали серьезные проблемы, угрожающие указанной модели экономики. Внешние связи с США привели к появлению тренда на отток производства из ФРГ за рубеж, а конфликт России и Украины стали причиной роста цен на энергоносители.
По мнению экспертов, совокупность указанных проблем может привести к снижению темпов экономического роста Германии, что окажет серьезное влияние на трансатлантические отношения с США, а также отношения с союзниками и партнерами по Евросоюзу. Вместе с тем, эксперты полагают, что прогнозируемые экономические потери можно компенсировать увеличением использования квалифицированной рабочей силы, высокотехнологичного производства с развитой инфраструктурой, а также новыми экологическими и цифровыми инвестициями.
Немецкая экономика в значительной степени ориентирована на производственный сектор. Промышленность составляет почти 30% от общего ВВП, что превышает долю всех других крупных экономик Западной Европы, при этом доля Италии составляет около 24%, а Великобритании и Франции — около 18%.
Рабочая сила высококвалифицированная, а государственный долг сравнительно низок. Однако перспективы оставляют желать лучшего.
С начала периода пандемии COVID-19, рост реального ВВП Германии находится в самом низу таблицы лидеров G7, а экономическая модель страны сталкивается с четырьмя фундаментальными проблемами:
· зависимость от торговли США и Китая;
· высокие цены на энергоносители;
· отсутствие инвестиционных расходов;
· ухудшение демографических условий.
Проблема 1: Германия сильно зависит от торговли с США и Китаем.
Германия выделяется в Европе как страна, которая на сегодняшний день больше всего зависит от торговли и инвестиций с Китаем, что резко контрастирует с другими странами ЕС. Китай является четвертым
по величине экспортным направлением Германии, а также крупнейшим импортным партнером страны, что создает проблемы в контексте «снижения рисков» со стороны Китая. Торговый баланс Германии с Китаем в последние годы стал резко отрицательным из-за постковидной инфляции цен
на импортные товары и восстановления внутреннего спроса. Кроме того, первичные доходы от Китая, состоящие из прибыли, полученной от прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Германии в страну, в последние годы растут из-за немецких инвестиций на китайском рынке.
Несмотря на то, что немецкие компании активно выступают против торговых барьеров с Китаем, ЕС по-прежнему настроен защищать свою внутреннюю промышленность, объявив в начале июня о введении пошлин до 50% на китайские электромобили (ЭМ). Это включает в себя средневзвешенную пошлину в размере 21% для западных брендов, производящих ЭМ в Китае в партнерстве с китайскими совместными предприятиями. Эти пошлины уничтожат и без того небольшую маржу для ЭМ, произведенных в Китае для экспорта в ЕС.
В случае победы Д.Трампа на президентских выборах в США, ожидается, что средневзвешенная ставка тарифа США увеличится
до 5%-10% (с 2% в настоящее время) к концу 2025 года. Европейские сталелитейные и алюминиевые секторы столкнутся с повторным введением приостановленных в настоящее время тарифов в размере 25% и 10%.
Проблема 2: Высокие цены на энергоносители угрожают росту производительности
Конкурентоспособность немецких отраслей промышленности ослабла из-за более высоких цен на энергоносители после начала конфликта России
и Украины в 2022 году. Нехватка дешевой российской энергии привела
к росту затрат на вводимые ресурсы, что ухудшило перспективы производственного сектора. Это ускорило структурный сдвиг Германии
от промышленной деятельности к сфере услуг. Это проблематично для общего роста экономики, поскольку рост производительности в сфере услуг обычно отстает от роста в обрабатывающей промышленности. По данным немецкого аналитического центра, структурный сдвиг в сторону сферы услуг привел замедлению роста экономики страны на 40%. Ожидается,
что Германия продолжит отставать от сопоставимых экономик (особенно
от США) с точки зрения роста производительности.
Проблема 3: Дефицит государственных инвестиций в странах-партнерах
Уровни инвестиций в Германии были одними из самых низких
в Западной Европе за последнее десятилетие. Сменявшие друг друга правительства не были склонны к государственным расходам, вместо этого уделяя постоянное внимание управлению профицитом федерального бюджета. По данным МВФ, деньги, заложенные в бюджет на инвестиции, обычно не расходуются полностью, из-за нехватки персонала в органах власти. В то же время, количество бюрократических проволочек в некоторых областях (например, получение разрешений на строительство) отпугивает инвесторов из частного сектора.
Последствия включают в себя разрушающуюся инфраструктуру
с заметными нагрузками на железнодорожную сеть и медленный прогресс
во внедрении услуг электронного правительства. Федеральный долг Германии, который ограничивает годовой структурный дефицит федерального бюджета до 0,35% ВВП, был восстановлен в 2024 году,
что сократило возможности для инвестиций в «зеленый» переход, цифровую инфраструктуру и оборону.
Проблема 4: Плохие демографические перспективы
По данным ООН, в перспективе 2024–2050 годов, численность трудоспособного населения Германии будет сокращаться в среднем на 0,6%
в год. За последнее десятилетие необходимое количество рабочей силы поддерживалось за счет мигрантов, однако, с связи с активизацией правых политических партий, ожидается принятие жесткой миграционной политики, что приведет к снижению уровня рабочей миграции в ФРГ.
Наряду с ожиданиями увеличения количества населения пенсионного возраста, указанный фактор окажет влияние и резко снизит перспективы предложения рабочей силы на рынке труда ФРГ. Нехватка рабочей силы приведет к увеличению налоговой нагрузки на работающее население для финансирования постоянно растущих пенсионных выплат и, соответственно, увеличению социальной напряженности.
Сильные стороны и возможности
Вместе с тем, указанные проблемы не являются нерешаемыми.
На текущий период, несмотря на экономические трудности, ФРГ остается
в числе передовых экономик мира и входит в десятку лучших мест для ведения бизнеса в мире в рейтинге деловой среды. Кроме того, к сильным сторонам экономической модели Германии надо отнести институциональную эффективность и длительную политическую стабильность, которые поддерживают инвестиции. Также, выгодное географическое расположение обеспечивает ФРГ второй в мире по величине, потребительский рынок после США. Страна также является штаб-квартирой для ключевых промышленных кластеров, сосредоточенных вокруг машиностроения, электротехники, электроники, химикатов и производства автомобилей. Германия также хорошо подготовлена к тому, чтобы возглавить переход к «зеленой экономике» в Европе. Последние тенденции прямых иностранных инвестиций предполагают значительный рост «зеленых» и цифровых проектов в Германии. Рекордные восемь проектов, согласованных в 2023 году, имели размер более 1 млрд евро; крупнейшим был завод по производству полупроводников в Дрездене, стоимостью 10 млрд евро, созданный чип-гигантом TSMC (Тайвань), который получил государственные и европейские субсидии.
В энергетическом секторе Германии, на развитие водородной инфраструктуры выделено до 160 млрд евро. Реализация энергетического проекта в рамках «зеленой экономики» предполагает энергетическое обеспечение таких энергоемких отраслей промышленности Германии, как сталелитейное и алюминиевое производство, ранее обеспеченное импортом дешевого природного газа. Вступление в силу в 2026 году «Механизма регулирования выбросов углерода в странах ЕС» предполагает производство энергии из возобновляемых источников более экономически выгодным, что в итоге, снизит затраты на развитие промышленности ФРГ.
В среднесрочной перспективе, это окажет положительный эффект на общие энергозатраты ФРГ в процессе европейской конкуренции.
Также, ФРГ активно развивает собственную инфраструктуру стартапов и искусственного интеллекта (ИИ), для предотвращения оттока квалифицированных специалистов в области ИИ за рубеж.