На сегодняшний день Организация тюркских государств (ОТГ) рассматривается как один из наиболее перспективных интеграционных проектов, обладающая изначально значительным культурным и гуманитарным потенциалом. При этом, в последние годы тесные связи между тюркскими государствами начали набирать обороты. Так, ОТГ добилась значительных успехов в институционализации в таких областях, как Механизм гражданской защиты, Тюркская сеть подготовки судебных кадров, Союз нотариусов тюркского мира, Тюркский инвестиционный фонд и Организация профсоюзов тюркских государств. Кроме того, государства-члены реализуют совместные проекты в экономике, культуре, связях, энергетике и других областях.
Одним из центральных направлений интеграции в рамках ОТГ является развитие союзнических отношений между государствами-членами и углубление военных связей. В заключительном коммюнике саммита ОТГ в Астане 3.11.2023 г. содержался призыв к «более тесному сотрудничеству в области оборонной промышленности и военного взаимодействия». Однако сотрудничество между членами в военной сфере и сфере безопасности осуществляется в основном в двустороннем формате.
Тем не менее, в своем нынешнем виде ОТГ не предполагает глубокой политической интеграции несмотря на то, что ее члены консультируются друг с другом по вопросам политики и безопасности. ОТГ регулярно проводит встречи на различных уровнях и консультации с внешними игроками. Организация базируется главным образом на экономическом сотрудничестве – под его эгидой, в частности, находятся: Ассоциация торгово-промышленных тюркских государств и Тюркский инвестиционный фонд на сумму 500 млн долларов США. Государства-члены ОТГ работают над упрощением таможенных процедур, а вопрос транспортного сообщения в последние годы также стал более важным. В рамках ОТГ ведутся работы по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. Важно отметить, что саммиты ОТГ также предоставляют возможность для регулярных встреч между главами тюркских государств на двустороннем уровне.
Вместе с тем, государства-члены ОТГ часто используют саммит организации в своих политических целях. Именно так оценивается предоставление статуса наблюдателя непризнанному на международном уровне Северному Кипру в 2022 году, навязанное вероятнее всего Турцией. Однако, остальные члены ОТГ до настоящего времени не заявили о своей готовности признать самопровозглашенную республику, а непризнанные власти Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) не были приглашены на саммит ОПТ в Астане в 2023 году. Другим примером служит присвоение освобожденному азербайджанскими силами городу Шуши – «культурной столицы тюркского мира».
Турция является одним из основных звеньев Организации, которая предоставляет Анкаре удобную платформу для сотрудничества с остальными государствами-членами. Тем не менее, под началом турецкого лидера платформа уверенно консолидируется в качестве одного из игроков многополярной системы международных отношений. При этом Анкара удовлетворяет сохраняющуюся заинтересованность стран Центральной Азии в конструктивном международном партнерстве. Тесный союз с относительно сильной региональной державой является стратегическим интересом для стран Центральной Азии.
Азербайджан является убежденным сторонником оборонного сотрудничества в рамках ОТГ. По заявлению президента И.Алиева «сотрудничество между государствами-членами в таких областях, как безопасность, оборона, оборонная промышленность, должно быть еще больше усилено». Кроме того, в своей инаугурационной речи в парламенте И.Алиев приоритетом внешней политики страны в рамках региональных интеграционных проектов обозначил ОТГ в качестве основного направления своего нового срока, отвергнув альтернативные организации, не называя их явно. Данная позиция служит посланием, направленным как на евроатлантические военные и политические структуры, так и на интеграционные проекты под началом России, указывая на то, что Баку не намерен присоединяться ни к одной из них. ОТГ предоставляет Баку значительный потенциал для уравновешивания других региональных держав, принимая на себя более важную роль во внешней политике Азербайджана.
Аналогичным образом, Организация имеет большое значение для других государств-членов на фоне эскалации геополитической напряженности. Следовательно, государства-члены движутся к более глубокой интеграции в различных сферах, однако действуя осторожно, ввиду возможных последствий со стороны России и Китая. Продолжающиеся тесные связи центральноазиатских государств с Россией и огромное экономическое влияние Китая в регионе может оказать существенное влияние на дальнейшую интеграцию тюркских государств.
Одним из центральных направлений интеграции в рамках ОТГ является развитие союзнических отношений между государствами-членами и углубление военных связей. В заключительном коммюнике саммита ОТГ в Астане 3.11.2023 г. содержался призыв к «более тесному сотрудничеству в области оборонной промышленности и военного взаимодействия». Однако сотрудничество между членами в военной сфере и сфере безопасности осуществляется в основном в двустороннем формате.
Тем не менее, в своем нынешнем виде ОТГ не предполагает глубокой политической интеграции несмотря на то, что ее члены консультируются друг с другом по вопросам политики и безопасности. ОТГ регулярно проводит встречи на различных уровнях и консультации с внешними игроками. Организация базируется главным образом на экономическом сотрудничестве – под его эгидой, в частности, находятся: Ассоциация торгово-промышленных тюркских государств и Тюркский инвестиционный фонд на сумму 500 млн долларов США. Государства-члены ОТГ работают над упрощением таможенных процедур, а вопрос транспортного сообщения в последние годы также стал более важным. В рамках ОТГ ведутся работы по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. Важно отметить, что саммиты ОТГ также предоставляют возможность для регулярных встреч между главами тюркских государств на двустороннем уровне.
Вместе с тем, государства-члены ОТГ часто используют саммит организации в своих политических целях. Именно так оценивается предоставление статуса наблюдателя непризнанному на международном уровне Северному Кипру в 2022 году, навязанное вероятнее всего Турцией. Однако, остальные члены ОТГ до настоящего времени не заявили о своей готовности признать самопровозглашенную республику, а непризнанные власти Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) не были приглашены на саммит ОПТ в Астане в 2023 году. Другим примером служит присвоение освобожденному азербайджанскими силами городу Шуши – «культурной столицы тюркского мира».
Турция является одним из основных звеньев Организации, которая предоставляет Анкаре удобную платформу для сотрудничества с остальными государствами-членами. Тем не менее, под началом турецкого лидера платформа уверенно консолидируется в качестве одного из игроков многополярной системы международных отношений. При этом Анкара удовлетворяет сохраняющуюся заинтересованность стран Центральной Азии в конструктивном международном партнерстве. Тесный союз с относительно сильной региональной державой является стратегическим интересом для стран Центральной Азии.
Азербайджан является убежденным сторонником оборонного сотрудничества в рамках ОТГ. По заявлению президента И.Алиева «сотрудничество между государствами-членами в таких областях, как безопасность, оборона, оборонная промышленность, должно быть еще больше усилено». Кроме того, в своей инаугурационной речи в парламенте И.Алиев приоритетом внешней политики страны в рамках региональных интеграционных проектов обозначил ОТГ в качестве основного направления своего нового срока, отвергнув альтернативные организации, не называя их явно. Данная позиция служит посланием, направленным как на евроатлантические военные и политические структуры, так и на интеграционные проекты под началом России, указывая на то, что Баку не намерен присоединяться ни к одной из них. ОТГ предоставляет Баку значительный потенциал для уравновешивания других региональных держав, принимая на себя более важную роль во внешней политике Азербайджана.
Аналогичным образом, Организация имеет большое значение для других государств-членов на фоне эскалации геополитической напряженности. Следовательно, государства-члены движутся к более глубокой интеграции в различных сферах, однако действуя осторожно, ввиду возможных последствий со стороны России и Китая. Продолжающиеся тесные связи центральноазиатских государств с Россией и огромное экономическое влияние Китая в регионе может оказать существенное влияние на дальнейшую интеграцию тюркских государств.