Публикации

Экономика Кыргызстана

2024-05-27 18:03
Для определения уровня экономического развития Кыргызской Республики рассмотрим такие макроэкономические показатели, как валовой внутренний продукт Кыргызской Республики, где наблюдается устойчивый рост ВВП с 2018 по 2023 год. Есть небольшое падение в 2020 году вследствие негативного влияния пандемии COVID-19 на экономику КР, но после этого экономика восстановилась и продолжает расти.

Самый значительный рост ВВП произошел в 2022 году, когда экономика страны значительно увеличилась по сравнению с предыдущими годами. Рост ВВП в 2022 году указывает на перспективу экономического роста, и важно продолжать укреплять фундаментальные аспекты экономики для устойчивого развития в будущем. Темпы роста ВВП также подтверждают стабильное увеличение, с пиком в 2022 году (130,4%) (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика валового внутреннего продукта Кыргызской Республики за 2018-2023 годы.

Источник: по данным НСК КР (https://www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)

Общая тенденция роста и высокие темпы роста свидетельствуют о стабильности экономического развития Кыргызстана в период с 2018 по 2023 год.

Анализ валового внутреннего продукта Кыргызской Республики по видам экономической деятельности показал, что с 2018 по 2023 год произошел значительный структурный сдвиг в экономике Кыргызстана. Важные отрасли, такие как добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства, резко выросли в своем вкладе в ВВП. Следует отметить существенный рост ВВП добычи полезных ископаемых с 5 810,7 млн. сомов в 2018 году до 22 062,1 млн. сомов в 2023 году или в 3,8 раза. Также заметен значительный рост ВВП обрабатывающих производств с 81 219,8 млн. сомов в 2018 году до 154 878,4 млн. сомов в 2023 году.

Наблюдается значительный рост валового внутреннего продукта сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства с 66 477,4 млн. сомов в 2018 году до 118 646,5 млн. сомов в 2023 году (таблица 1, рисунок 2). Эта отрасль продолжает оставаться важным стержнем экономики, обеспечивая продовольственную безопасность и сырьевую базу для других секторов.

Рост различных отраслей, таких как транспорт, торговля, финансовое посредничество и другие, указывает на диверсификацию экономики страны.

Чистые налоги на продукты значительно увеличились за период с 2018 по 2023 год, что может свидетельствовать о росте экономической активности и увеличении налоговой базы.

Таблица 1. Структура валового внутреннего продукта

Кыргызской Республики в текущих ценах по видам экономической деятельности, млн.сомов
2018

2022

Темп роста, %

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство

66 477,4

118 646,5

178,5

Добыча полезных ископаемых

5 810,7

22 062,1

379,7

Обрабатывающие производства (Обрабатывающая промышленность)

81 219,8

154 878,4

190,7

Обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом

15 819,7

16 874,4

106,7

Водоснабжение, очистка, обработка отходов и получение вторичного сырья

2 222,0

2 602,9

117,1

Строительство

51 386,5

81 748,6

159,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

102 023,7

194 268,6

190,4

Транспортная деятельность и хранение грузов

21 401,0

36 374,7

170,0

Гостиницы и рестораны

9 442,0

20 712,6

219,4

гостиницы

2 291,3

4 773,4

208,3

рестораны

7 150,7

15 939,2

222,9

Информация и связь

14 897,7

25 342,1

170,1

Финансовое посредничество и страхование

21 466,7

70 464,5

328,3

Операции с недвижимым имуществом

13 962,6

60 221,6

431,3

Профессиональная, научная и техническая деятельность

10 749,0

15 787,2

146,9

Административная и вспомогательная деятельность

2 457,0

4 394,3

178,8

Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение

32 981,9

71 679,4

217,3

Образование

31 155,1

75 949,6

243,8

Здравоохранение и социальное обслуживание населения

14 216,9

29 083,0

204,6

Искусство, развлечения и отдых

2 634,3

5 717,2

217,0

Прочая обслуживающая деятельность

5 982,2

13 861,4

231,7

Услуги финансового посредничества, измеряемые косвенным образом (УФПИК)

-17 486,8

-

Деятельность частных домашних хозяйств с наемными работниками; производство частными домашними хозяйствами разнообразных товаров и услуг для собственного потребления

-

309,2

Чистые налоги на продукты

80 566,2

207 920,5

258,1


Источник: по данным НСК КР//https: (www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)

Активно развивается строительство, которое демонстрирует значительный рост ВВП с 51 386,5 млн. сомов в 2018 году до 81 748,6 млн. сомов в 2023 году. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов также является крупной отраслью экономики, которая показывает возрастание своего вклада в ВВП с 102 023,7 млн. сомов в 2018 году до 194 268,6 млн. сомов в 2022 году. Увеличение розничной и оптовой торговли свидетельствует о росте потребительского спроса.

Гидроэнергетический потенциал страны позволяет распределять электроэнергию как внутри страны, так и на экспорт. Однако низкая внутренняя цена на электроэнергию могут препятствовать притоку иностранных инвестиций в этот сектор. Все эти факторы указывают на то, что Кыргызстану необходима сбалансированная стратегия привлечения иностранных инвестиций, включая улучшение инфраструктуры, законодательные изменения, обеспечение стандартов качества и решение сельскохозяйственных проблем. Такой комплексный подход способствует привлечению устойчивых инвестиций, экономическому развитию и повышению качества жизни населения.
Рисунок 2. Структура валового внутреннего продукта Кыргызской Республики по видам экономической деятельности в текущих ценах, млн.сомов

Источник: по данным НСК КР//https: (www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)

Обзор развития скрытого и неформального производства в Кыргызской Республике за период с 2018 по 2022 год позволил установить, что скрытый сектор экономики играет занимает значительную долю в и требует внимания со стороны государственных институтов и общества в целом.

В течение последних пяти лет мы наблюдали следующие тенденции в добавленной стоимости, полученной в результате скрытого и неформального производства.

Добавленная стоимость, полученная в результате скрытого и неформального производства (без учета сельского хозяйства) в 2018 год составила 133,4 миллиарда сомов, что составляло 23,4% от общего ВВП страны.

В 2019 году ее доля в ВВП слегка снизилась до 22,8%, при этом объем вырос до 149,1 миллиарда сомов.

В 2020 году в связи с экономическими вызовами, вызванными пандемией COVID-19, было отмечено снижение добавленной стоимости до 128,7 миллиарда сомов, что составило 20,1% от ВВП. Восстановление после пандемии в 2021 году привело к увеличению добавленной стоимости до 159,5 миллиарда сомов, но процентный вклад в ВВП остался на уровне 20,4%.

В 2022 году был отмечен значительный рост добавленной стоимости до 206,0 миллиарда сомов, но процентный показатель оставался стабильным на уровне 20,2% от ВВП (рисунок 3). Однако, несмотря на свой вклад в экономику, скрытое и неформальное производство часто остается незамеченным и не регулируется соответствующим образом. Это может привести к различным проблемам, включая неравенство, недостаточную защиту трудовых прав и уменьшение налоговых поступлений. В свете этого, следует принять соответствующие меры по выявлению, регистрации и регулированию неформального сектора, обеспечению соответствующей защиты трудовых прав работников и созданию стимулов для формализации скрытых производственных операций. Регулирование этого сектора будет способствовать устойчивому и инклюзивному экономическому росту, который отразится на благосостоянии всего общества.

Рисунок 3. Добавленная стоимость, полученная в результате скрытого и неформального производства (без учета сельского хозяйства) в Кыргызской Республике, млрд. сомов

Источник: по данным НСК КР//https: (www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)

Торговый режим Кыргызской Республики отличается либеральностью в рамках стран ЕАЭС. Особенно важно то, что либеральный торговый режим является ключевым условием заметного увеличения внешней торговли. Совместно с Казахстаном, Таджикистаном, Белоруссией и Российской Федерацией Кыргызстан активно внедряет общую систему расчетов, обеспечивающую равный доступ к иностранным инвестициям и международным экономическим организациям в рамках Евразийского экономического союза.

Кыргызстан активно экспортирует электроэнергию, золото, текстиль, изделия из древесины и другую продукцию. При этом страна импортирует энергоресурсы, нефтепродукты, транспортные средства и другие товары. Такая диверсификация внешнеторговых операций способствует укреплению экономической стабильности и расширению возможностей Кыргызстана на мировом рынке.

За последние пять лет внешнеторговый оборот Кыргызской Республики претерпел существенные изменения, отражающие не только внутренние экономические тенденции, но и внешние факторы, такие как глобальные изменения в торгово-инвестиционной и экономической политике.

В 2018 году внешнеторговый оборот составил 7 128,8 миллиона долларов США. Этот год ознаменовался стабильностью и умеренным ростом, что свидетельствует о сохранении торгового партнерства и стабильности внешнеэкономической сферы. Влияние пандемии и меры реагирования. За время пандемии COVID-19 в 2020 году внешнеторговый оборот упал до 5 692,0 миллиона долларов США. Серьезно пострадали такие отрасли, как туризм, а остановка и нарушение поставок повлияло на внешнюю торговлю. Однако год также стал временем поиска новых путей развития, укрепления цифровых технологий и диверсификации внешнеэкономических связей.

После пандемии 2021 год стал периодом восстановления. Внешнеторговый оборот увеличился до 8332,4 миллиона долларов США. Это свидетельствует о гибкости и адаптивности экономики Кыргызстана, способной быстро адаптироваться к меняющимся условиям и вернуться к торговому партнерству. Однако, наиболее впечатляющий рост произошел в 2022 и 2023 годах, когда внешнеторговый оборот увеличился до 12 057,9 миллионов и 15 660,8 миллионов долларов соответственно (рисунок 4).



Рисунок 4. Динамика внешнеторгового оборота в Кыргызской Республике, млн. долларов США

Источник: по данным НСК КР (https://www.stat.kg/ru/statistics/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost/)

Это связано с восстановлением мировой торговли, увеличением экспорта ключевых товаров и услуг, а также с развитием новых торговых партнерств. Динамика внешнеторгового оборота Кыргызстана за период с 2018 по 2023 год отражает вызовы и тенденции, которые влияли на экономику страны. Падение в 2020 году было вызвано воздействием пандемии COVID-19, в то время как последующий рост свидетельствует о восстановлении и адаптации экономики к новым условиям. Последние годы отражают не только динамику внешней торговли Кыргызстана, но и способность страны адаптироваться к вызовам и находить возможности для развития даже в условиях глобальных изменений. Внешнеторговый оборот служит не только экономическим показателем, но и признаком стремления страны к устойчивому развитию и улучшению своего места в мировой экономике. Для дальнейшего развития внешнеторговых отношений Кыргызстану необходимо продолжать укреплять свои торговые связи, развивать экспортно-импортную инфраструктуру и привлекать инвестиции для расширения возможностей на мировых рынках.

Основной целью государственной инвестиционной политики является создание благоприятного инвестиционного климата и поддержка создания благоприятной деловой среды. Эти стратегические цели направлены на достижение устойчивого экономического развития и роста, а также повышение уровня жизни и качества населения. Государство выступает посредником и регулятором и может существенно влиять на условия для инвесторов и предпринимателей, помогая создать благоприятные условия для экономического процветания и социального развития.

Для достижения заявленных целей государственной инвестиционной политики необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, активно поддерживать инвестиционные инициативы в рыночном секторе экономики, создать законодательную и институциональную базу, отвечающую требованиям рынка для успешного ведения бизнеса. осуществление экономической деятельности частных инвесторов.

Иностранные инвестиции, направленные в страну, можно разделить на три основных канала. Эти три финансовых потока различаются по целям использования, условиям поставки и другим характеристикам. Такой подход позволяет более четко структурировать и понимать потоки иностранного капитала, адаптировать политику привлечения инвестиций и создать максимально эффективные условия для различных типов инвесторов.

Таким образом, успешная реализация государственной инвестиционной политики требует системного подхода, включающего создание благоприятного инвестиционного климата, поддержку предпринимательства, разработку соответствующих законодательных структур и учет специфики различных каналов притока иностранных инвестиций.

В последние годы Кыргызстан продемонстрировал устойчивый рост в привлечении иностранных инвестиций, что свидетельствует о привлекательности страны для международных инвесторов. Динамика поступления иностранных инвестиций в период с 2018 по 2022 годы представляет интересную картину изменений в экономической структуре и финансовом климате Кыргызской Республики.

В 2018 году поступление иностранных инвестиций составило внушительные 6 939 125,6 тыс. долларов США. Этот период характеризовался активными усилиями правительства по привлечению зарубежных инвесторов, в частности благодаря принятию инвестиционно-привлекательных законодательных актов и созданию благоприятной бизнес-среды.

В 2019 году продолжая положительную динамику, поступление иностранных инвестиций выросло до 7 279 947,0 тыс. долларов США. Этот рост может быть признан результатом успешной реализации стратегии по привлечению инвестиций и укреплению деловой репутации страны.

В 2020 году несмотря на некоторые мировые экономические трудности, поступление иностранных инвестиций оставалось высоким, составив 6 926 781,8 тыс. долларов США. Этот фактор свидетельствует о устойчивости экономики Кыргызстана и его привлекательности для инвесторов даже в условиях глобальных вызовов. Влияние пандемии и некоторые геополитические события сказались на снижении поступления инвестиций в 2021 году до 6 331 356,0 тыс. долларов США. Однако продолжаются активные усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата.

В 2022 году Кыргызстан заметно увеличил поступление иностранных инвестиций, достигнув впечатляющей отметки в 9 025 556,8 тыс. долларов США (рисунок 5). Возвращение к высоким темпам привлечения инвестиций может связано с успешной реализацией стратегий по стимулированию важных отраслей экономики.



Рисунок 5. Поступление иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику, тыс. долларов США

Источник: по данным НСК КР (https://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/)

В 2023 году наблюдается некоторое снижение поступления иностранных инвестиций до 6 005 895,0 тыс. долларов США. Это вызвано различными факторами, такими как изменения в мировой экономике, политическая нестабильность или изменения в национальных экономических политиках. Общая тенденция поступления иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику за последние годы характеризуется умеренным ростом с периодическими колебаниями, вызванными мировыми и национальными экономическими факторами. Для привлечения большего объема инвестиций необходимо продолжать реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата, увеличение прозрачности и стабильности, а также расширение доступа к рынкам и инвестиционным возможностям. Общий тренд указывает на то, что Кыргызстан постепенно укрепляет свою позицию как привлекательное место для иностранных инвестиций. Политическая стабильность, благоприятные условия для бизнеса и стратегические инвестиционные инициативы способствуют разностороннему экономическому росту. Однако важно продолжать разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии по привлечению инвестиций, чтобы обеспечить устойчивость и долгосрочное развитие страны.