Для определения уровня экономического развития Кыргызской Республики рассмотрим такие макроэкономические показатели, как валовой внутренний продукт Кыргызской Республики, где наблюдается устойчивый рост ВВП с 2018 по 2023 год. Есть небольшое падение в 2020 году вследствие негативного влияния пандемии COVID-19 на экономику КР, но после этого экономика восстановилась и продолжает расти.
Самый значительный рост ВВП произошел в 2022 году, когда экономика страны значительно увеличилась по сравнению с предыдущими годами. Рост ВВП в 2022 году указывает на перспективу экономического роста, и важно продолжать укреплять фундаментальные аспекты экономики для устойчивого развития в будущем. Темпы роста ВВП также подтверждают стабильное увеличение, с пиком в 2022 году (130,4%) (рисунок 1).
Самый значительный рост ВВП произошел в 2022 году, когда экономика страны значительно увеличилась по сравнению с предыдущими годами. Рост ВВП в 2022 году указывает на перспективу экономического роста, и важно продолжать укреплять фундаментальные аспекты экономики для устойчивого развития в будущем. Темпы роста ВВП также подтверждают стабильное увеличение, с пиком в 2022 году (130,4%) (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика валового внутреннего продукта Кыргызской Республики за 2018-2023 годы.
Источник: по данным НСК КР (https://www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)
Общая тенденция роста и высокие темпы роста свидетельствуют о стабильности экономического развития Кыргызстана в период с 2018 по 2023 год.
Анализ валового внутреннего продукта Кыргызской Республики по видам экономической деятельности показал, что с 2018 по 2023 год произошел значительный структурный сдвиг в экономике Кыргызстана. Важные отрасли, такие как добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства, резко выросли в своем вкладе в ВВП. Следует отметить существенный рост ВВП добычи полезных ископаемых с 5 810,7 млн. сомов в 2018 году до 22 062,1 млн. сомов в 2023 году или в 3,8 раза. Также заметен значительный рост ВВП обрабатывающих производств с 81 219,8 млн. сомов в 2018 году до 154 878,4 млн. сомов в 2023 году.
Наблюдается значительный рост валового внутреннего продукта сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства с 66 477,4 млн. сомов в 2018 году до 118 646,5 млн. сомов в 2023 году (таблица 1, рисунок 2). Эта отрасль продолжает оставаться важным стержнем экономики, обеспечивая продовольственную безопасность и сырьевую базу для других секторов.
Рост различных отраслей, таких как транспорт, торговля, финансовое посредничество и другие, указывает на диверсификацию экономики страны.
Чистые налоги на продукты значительно увеличились за период с 2018 по 2023 год, что может свидетельствовать о росте экономической активности и увеличении налоговой базы.
Таблица 1. Структура валового внутреннего продукта
Кыргызской Республики в текущих ценах по видам экономической деятельности, млн.сомов
Источник: по данным НСК КР (https://www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)
Общая тенденция роста и высокие темпы роста свидетельствуют о стабильности экономического развития Кыргызстана в период с 2018 по 2023 год.
Анализ валового внутреннего продукта Кыргызской Республики по видам экономической деятельности показал, что с 2018 по 2023 год произошел значительный структурный сдвиг в экономике Кыргызстана. Важные отрасли, такие как добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства, резко выросли в своем вкладе в ВВП. Следует отметить существенный рост ВВП добычи полезных ископаемых с 5 810,7 млн. сомов в 2018 году до 22 062,1 млн. сомов в 2023 году или в 3,8 раза. Также заметен значительный рост ВВП обрабатывающих производств с 81 219,8 млн. сомов в 2018 году до 154 878,4 млн. сомов в 2023 году.
Наблюдается значительный рост валового внутреннего продукта сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства с 66 477,4 млн. сомов в 2018 году до 118 646,5 млн. сомов в 2023 году (таблица 1, рисунок 2). Эта отрасль продолжает оставаться важным стержнем экономики, обеспечивая продовольственную безопасность и сырьевую базу для других секторов.
Рост различных отраслей, таких как транспорт, торговля, финансовое посредничество и другие, указывает на диверсификацию экономики страны.
Чистые налоги на продукты значительно увеличились за период с 2018 по 2023 год, что может свидетельствовать о росте экономической активности и увеличении налоговой базы.
Таблица 1. Структура валового внутреннего продукта
Кыргызской Республики в текущих ценах по видам экономической деятельности, млн.сомов
2018
2022
Темп роста, %
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
66 477,4
118 646,5
178,5
Добыча полезных ископаемых
5 810,7
22 062,1
379,7
Обрабатывающие производства (Обрабатывающая промышленность)
81 219,8
154 878,4
190,7
Обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом
15 819,7
16 874,4
106,7
Водоснабжение, очистка, обработка отходов и получение вторичного сырья
2 222,0
2 602,9
117,1
Строительство
51 386,5
81 748,6
159,1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов
102 023,7
194 268,6
190,4
Транспортная деятельность и хранение грузов
21 401,0
36 374,7
170,0
Гостиницы и рестораны
9 442,0
20 712,6
219,4
гостиницы
2 291,3
4 773,4
208,3
рестораны
7 150,7
15 939,2
222,9
Информация и связь
14 897,7
25 342,1
170,1
Финансовое посредничество и страхование
21 466,7
70 464,5
328,3
Операции с недвижимым имуществом
13 962,6
60 221,6
431,3
Профессиональная, научная и техническая деятельность
10 749,0
15 787,2
146,9
Административная и вспомогательная деятельность
2 457,0
4 394,3
178,8
Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение
32 981,9
71 679,4
217,3
Образование
31 155,1
75 949,6
243,8
Здравоохранение и социальное обслуживание населения
14 216,9
29 083,0
204,6
Искусство, развлечения и отдых
2 634,3
5 717,2
217,0
Прочая обслуживающая деятельность
5 982,2
13 861,4
231,7
Услуги финансового посредничества, измеряемые косвенным образом (УФПИК)
-17 486,8
-
Деятельность частных домашних хозяйств с наемными работниками; производство частными домашними хозяйствами разнообразных товаров и услуг для собственного потребления
-
309,2
Чистые налоги на продукты
80 566,2
207 920,5
258,1
2022
Темп роста, %
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
66 477,4
118 646,5
178,5
Добыча полезных ископаемых
5 810,7
22 062,1
379,7
Обрабатывающие производства (Обрабатывающая промышленность)
81 219,8
154 878,4
190,7
Обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом
15 819,7
16 874,4
106,7
Водоснабжение, очистка, обработка отходов и получение вторичного сырья
2 222,0
2 602,9
117,1
Строительство
51 386,5
81 748,6
159,1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов
102 023,7
194 268,6
190,4
Транспортная деятельность и хранение грузов
21 401,0
36 374,7
170,0
Гостиницы и рестораны
9 442,0
20 712,6
219,4
гостиницы
2 291,3
4 773,4
208,3
рестораны
7 150,7
15 939,2
222,9
Информация и связь
14 897,7
25 342,1
170,1
Финансовое посредничество и страхование
21 466,7
70 464,5
328,3
Операции с недвижимым имуществом
13 962,6
60 221,6
431,3
Профессиональная, научная и техническая деятельность
10 749,0
15 787,2
146,9
Административная и вспомогательная деятельность
2 457,0
4 394,3
178,8
Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение
32 981,9
71 679,4
217,3
Образование
31 155,1
75 949,6
243,8
Здравоохранение и социальное обслуживание населения
14 216,9
29 083,0
204,6
Искусство, развлечения и отдых
2 634,3
5 717,2
217,0
Прочая обслуживающая деятельность
5 982,2
13 861,4
231,7
Услуги финансового посредничества, измеряемые косвенным образом (УФПИК)
-17 486,8
-
Деятельность частных домашних хозяйств с наемными работниками; производство частными домашними хозяйствами разнообразных товаров и услуг для собственного потребления
-
309,2
Чистые налоги на продукты
80 566,2
207 920,5
258,1
Источник: по данным НСК КР//https: (www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)
Активно развивается строительство, которое демонстрирует значительный рост ВВП с 51 386,5 млн. сомов в 2018 году до 81 748,6 млн. сомов в 2023 году. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов также является крупной отраслью экономики, которая показывает возрастание своего вклада в ВВП с 102 023,7 млн. сомов в 2018 году до 194 268,6 млн. сомов в 2022 году. Увеличение розничной и оптовой торговли свидетельствует о росте потребительского спроса.
Гидроэнергетический потенциал страны позволяет распределять электроэнергию как внутри страны, так и на экспорт. Однако низкая внутренняя цена на электроэнергию могут препятствовать притоку иностранных инвестиций в этот сектор. Все эти факторы указывают на то, что Кыргызстану необходима сбалансированная стратегия привлечения иностранных инвестиций, включая улучшение инфраструктуры, законодательные изменения, обеспечение стандартов качества и решение сельскохозяйственных проблем. Такой комплексный подход способствует привлечению устойчивых инвестиций, экономическому развитию и повышению качества жизни населения.
Активно развивается строительство, которое демонстрирует значительный рост ВВП с 51 386,5 млн. сомов в 2018 году до 81 748,6 млн. сомов в 2023 году. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов также является крупной отраслью экономики, которая показывает возрастание своего вклада в ВВП с 102 023,7 млн. сомов в 2018 году до 194 268,6 млн. сомов в 2022 году. Увеличение розничной и оптовой торговли свидетельствует о росте потребительского спроса.
Гидроэнергетический потенциал страны позволяет распределять электроэнергию как внутри страны, так и на экспорт. Однако низкая внутренняя цена на электроэнергию могут препятствовать притоку иностранных инвестиций в этот сектор. Все эти факторы указывают на то, что Кыргызстану необходима сбалансированная стратегия привлечения иностранных инвестиций, включая улучшение инфраструктуры, законодательные изменения, обеспечение стандартов качества и решение сельскохозяйственных проблем. Такой комплексный подход способствует привлечению устойчивых инвестиций, экономическому развитию и повышению качества жизни населения.

Рисунок 2. Структура валового внутреннего продукта Кыргызской Республики по видам экономической деятельности в текущих ценах, млн.сомов
Источник: по данным НСК КР//https: (www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)
Обзор развития скрытого и неформального производства в Кыргызской Республике за период с 2018 по 2022 год позволил установить, что скрытый сектор экономики играет занимает значительную долю в и требует внимания со стороны государственных институтов и общества в целом.
В течение последних пяти лет мы наблюдали следующие тенденции в добавленной стоимости, полученной в результате скрытого и неформального производства.
Добавленная стоимость, полученная в результате скрытого и неформального производства (без учета сельского хозяйства) в 2018 год составила 133,4 миллиарда сомов, что составляло 23,4% от общего ВВП страны.
В 2019 году ее доля в ВВП слегка снизилась до 22,8%, при этом объем вырос до 149,1 миллиарда сомов.
В 2020 году в связи с экономическими вызовами, вызванными пандемией COVID-19, было отмечено снижение добавленной стоимости до 128,7 миллиарда сомов, что составило 20,1% от ВВП. Восстановление после пандемии в 2021 году привело к увеличению добавленной стоимости до 159,5 миллиарда сомов, но процентный вклад в ВВП остался на уровне 20,4%.
В 2022 году был отмечен значительный рост добавленной стоимости до 206,0 миллиарда сомов, но процентный показатель оставался стабильным на уровне 20,2% от ВВП (рисунок 3). Однако, несмотря на свой вклад в экономику, скрытое и неформальное производство часто остается незамеченным и не регулируется соответствующим образом. Это может привести к различным проблемам, включая неравенство, недостаточную защиту трудовых прав и уменьшение налоговых поступлений. В свете этого, следует принять соответствующие меры по выявлению, регистрации и регулированию неформального сектора, обеспечению соответствующей защиты трудовых прав работников и созданию стимулов для формализации скрытых производственных операций. Регулирование этого сектора будет способствовать устойчивому и инклюзивному экономическому росту, который отразится на благосостоянии всего общества.
Рисунок 3. Добавленная стоимость, полученная в результате скрытого и неформального производства (без учета сельского хозяйства) в Кыргызской Республике, млрд. сомов
Источник: по данным НСК КР//https: (www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)
Торговый режим Кыргызской Республики отличается либеральностью в рамках стран ЕАЭС. Особенно важно то, что либеральный торговый режим является ключевым условием заметного увеличения внешней торговли. Совместно с Казахстаном, Таджикистаном, Белоруссией и Российской Федерацией Кыргызстан активно внедряет общую систему расчетов, обеспечивающую равный доступ к иностранным инвестициям и международным экономическим организациям в рамках Евразийского экономического союза.
Кыргызстан активно экспортирует электроэнергию, золото, текстиль, изделия из древесины и другую продукцию. При этом страна импортирует энергоресурсы, нефтепродукты, транспортные средства и другие товары. Такая диверсификация внешнеторговых операций способствует укреплению экономической стабильности и расширению возможностей Кыргызстана на мировом рынке.
За последние пять лет внешнеторговый оборот Кыргызской Республики претерпел существенные изменения, отражающие не только внутренние экономические тенденции, но и внешние факторы, такие как глобальные изменения в торгово-инвестиционной и экономической политике.
В 2018 году внешнеторговый оборот составил 7 128,8 миллиона долларов США. Этот год ознаменовался стабильностью и умеренным ростом, что свидетельствует о сохранении торгового партнерства и стабильности внешнеэкономической сферы. Влияние пандемии и меры реагирования. За время пандемии COVID-19 в 2020 году внешнеторговый оборот упал до 5 692,0 миллиона долларов США. Серьезно пострадали такие отрасли, как туризм, а остановка и нарушение поставок повлияло на внешнюю торговлю. Однако год также стал временем поиска новых путей развития, укрепления цифровых технологий и диверсификации внешнеэкономических связей.
После пандемии 2021 год стал периодом восстановления. Внешнеторговый оборот увеличился до 8332,4 миллиона долларов США. Это свидетельствует о гибкости и адаптивности экономики Кыргызстана, способной быстро адаптироваться к меняющимся условиям и вернуться к торговому партнерству. Однако, наиболее впечатляющий рост произошел в 2022 и 2023 годах, когда внешнеторговый оборот увеличился до 12 057,9 миллионов и 15 660,8 миллионов долларов соответственно (рисунок 4).
Рисунок 4. Динамика внешнеторгового оборота в Кыргызской Республике, млн. долларов США
Источник: по данным НСК КР (https://www.stat.kg/ru/statistics/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost/)
Это связано с восстановлением мировой торговли, увеличением экспорта ключевых товаров и услуг, а также с развитием новых торговых партнерств. Динамика внешнеторгового оборота Кыргызстана за период с 2018 по 2023 год отражает вызовы и тенденции, которые влияли на экономику страны. Падение в 2020 году было вызвано воздействием пандемии COVID-19, в то время как последующий рост свидетельствует о восстановлении и адаптации экономики к новым условиям. Последние годы отражают не только динамику внешней торговли Кыргызстана, но и способность страны адаптироваться к вызовам и находить возможности для развития даже в условиях глобальных изменений. Внешнеторговый оборот служит не только экономическим показателем, но и признаком стремления страны к устойчивому развитию и улучшению своего места в мировой экономике. Для дальнейшего развития внешнеторговых отношений Кыргызстану необходимо продолжать укреплять свои торговые связи, развивать экспортно-импортную инфраструктуру и привлекать инвестиции для расширения возможностей на мировых рынках.
Основной целью государственной инвестиционной политики является создание благоприятного инвестиционного климата и поддержка создания благоприятной деловой среды. Эти стратегические цели направлены на достижение устойчивого экономического развития и роста, а также повышение уровня жизни и качества населения. Государство выступает посредником и регулятором и может существенно влиять на условия для инвесторов и предпринимателей, помогая создать благоприятные условия для экономического процветания и социального развития.
Для достижения заявленных целей государственной инвестиционной политики необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, активно поддерживать инвестиционные инициативы в рыночном секторе экономики, создать законодательную и институциональную базу, отвечающую требованиям рынка для успешного ведения бизнеса. осуществление экономической деятельности частных инвесторов.
Иностранные инвестиции, направленные в страну, можно разделить на три основных канала. Эти три финансовых потока различаются по целям использования, условиям поставки и другим характеристикам. Такой подход позволяет более четко структурировать и понимать потоки иностранного капитала, адаптировать политику привлечения инвестиций и создать максимально эффективные условия для различных типов инвесторов.
Таким образом, успешная реализация государственной инвестиционной политики требует системного подхода, включающего создание благоприятного инвестиционного климата, поддержку предпринимательства, разработку соответствующих законодательных структур и учет специфики различных каналов притока иностранных инвестиций.
В последние годы Кыргызстан продемонстрировал устойчивый рост в привлечении иностранных инвестиций, что свидетельствует о привлекательности страны для международных инвесторов. Динамика поступления иностранных инвестиций в период с 2018 по 2022 годы представляет интересную картину изменений в экономической структуре и финансовом климате Кыргызской Республики.
В 2018 году поступление иностранных инвестиций составило внушительные 6 939 125,6 тыс. долларов США. Этот период характеризовался активными усилиями правительства по привлечению зарубежных инвесторов, в частности благодаря принятию инвестиционно-привлекательных законодательных актов и созданию благоприятной бизнес-среды.
В 2019 году продолжая положительную динамику, поступление иностранных инвестиций выросло до 7 279 947,0 тыс. долларов США. Этот рост может быть признан результатом успешной реализации стратегии по привлечению инвестиций и укреплению деловой репутации страны.
В 2020 году несмотря на некоторые мировые экономические трудности, поступление иностранных инвестиций оставалось высоким, составив 6 926 781,8 тыс. долларов США. Этот фактор свидетельствует о устойчивости экономики Кыргызстана и его привлекательности для инвесторов даже в условиях глобальных вызовов. Влияние пандемии и некоторые геополитические события сказались на снижении поступления инвестиций в 2021 году до 6 331 356,0 тыс. долларов США. Однако продолжаются активные усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата.
В 2022 году Кыргызстан заметно увеличил поступление иностранных инвестиций, достигнув впечатляющей отметки в 9 025 556,8 тыс. долларов США (рисунок 5). Возвращение к высоким темпам привлечения инвестиций может связано с успешной реализацией стратегий по стимулированию важных отраслей экономики.
Рисунок 5. Поступление иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику, тыс. долларов США
Источник: по данным НСК КР (https://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/)
В 2023 году наблюдается некоторое снижение поступления иностранных инвестиций до 6 005 895,0 тыс. долларов США. Это вызвано различными факторами, такими как изменения в мировой экономике, политическая нестабильность или изменения в национальных экономических политиках. Общая тенденция поступления иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику за последние годы характеризуется умеренным ростом с периодическими колебаниями, вызванными мировыми и национальными экономическими факторами. Для привлечения большего объема инвестиций необходимо продолжать реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата, увеличение прозрачности и стабильности, а также расширение доступа к рынкам и инвестиционным возможностям. Общий тренд указывает на то, что Кыргызстан постепенно укрепляет свою позицию как привлекательное место для иностранных инвестиций. Политическая стабильность, благоприятные условия для бизнеса и стратегические инвестиционные инициативы способствуют разностороннему экономическому росту. Однако важно продолжать разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии по привлечению инвестиций, чтобы обеспечить устойчивость и долгосрочное развитие страны.
Источник: по данным НСК КР//https: (www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)
Обзор развития скрытого и неформального производства в Кыргызской Республике за период с 2018 по 2022 год позволил установить, что скрытый сектор экономики играет занимает значительную долю в и требует внимания со стороны государственных институтов и общества в целом.
В течение последних пяти лет мы наблюдали следующие тенденции в добавленной стоимости, полученной в результате скрытого и неформального производства.
Добавленная стоимость, полученная в результате скрытого и неформального производства (без учета сельского хозяйства) в 2018 год составила 133,4 миллиарда сомов, что составляло 23,4% от общего ВВП страны.
В 2019 году ее доля в ВВП слегка снизилась до 22,8%, при этом объем вырос до 149,1 миллиарда сомов.
В 2020 году в связи с экономическими вызовами, вызванными пандемией COVID-19, было отмечено снижение добавленной стоимости до 128,7 миллиарда сомов, что составило 20,1% от ВВП. Восстановление после пандемии в 2021 году привело к увеличению добавленной стоимости до 159,5 миллиарда сомов, но процентный вклад в ВВП остался на уровне 20,4%.
В 2022 году был отмечен значительный рост добавленной стоимости до 206,0 миллиарда сомов, но процентный показатель оставался стабильным на уровне 20,2% от ВВП (рисунок 3). Однако, несмотря на свой вклад в экономику, скрытое и неформальное производство часто остается незамеченным и не регулируется соответствующим образом. Это может привести к различным проблемам, включая неравенство, недостаточную защиту трудовых прав и уменьшение налоговых поступлений. В свете этого, следует принять соответствующие меры по выявлению, регистрации и регулированию неформального сектора, обеспечению соответствующей защиты трудовых прав работников и созданию стимулов для формализации скрытых производственных операций. Регулирование этого сектора будет способствовать устойчивому и инклюзивному экономическому росту, который отразится на благосостоянии всего общества.
Рисунок 3. Добавленная стоимость, полученная в результате скрытого и неформального производства (без учета сельского хозяйства) в Кыргызской Республике, млрд. сомов
Источник: по данным НСК КР//https: (www.stat.kg/ru/statistics/nacionalnye-scheta/)
Торговый режим Кыргызской Республики отличается либеральностью в рамках стран ЕАЭС. Особенно важно то, что либеральный торговый режим является ключевым условием заметного увеличения внешней торговли. Совместно с Казахстаном, Таджикистаном, Белоруссией и Российской Федерацией Кыргызстан активно внедряет общую систему расчетов, обеспечивающую равный доступ к иностранным инвестициям и международным экономическим организациям в рамках Евразийского экономического союза.
Кыргызстан активно экспортирует электроэнергию, золото, текстиль, изделия из древесины и другую продукцию. При этом страна импортирует энергоресурсы, нефтепродукты, транспортные средства и другие товары. Такая диверсификация внешнеторговых операций способствует укреплению экономической стабильности и расширению возможностей Кыргызстана на мировом рынке.
За последние пять лет внешнеторговый оборот Кыргызской Республики претерпел существенные изменения, отражающие не только внутренние экономические тенденции, но и внешние факторы, такие как глобальные изменения в торгово-инвестиционной и экономической политике.
В 2018 году внешнеторговый оборот составил 7 128,8 миллиона долларов США. Этот год ознаменовался стабильностью и умеренным ростом, что свидетельствует о сохранении торгового партнерства и стабильности внешнеэкономической сферы. Влияние пандемии и меры реагирования. За время пандемии COVID-19 в 2020 году внешнеторговый оборот упал до 5 692,0 миллиона долларов США. Серьезно пострадали такие отрасли, как туризм, а остановка и нарушение поставок повлияло на внешнюю торговлю. Однако год также стал временем поиска новых путей развития, укрепления цифровых технологий и диверсификации внешнеэкономических связей.
После пандемии 2021 год стал периодом восстановления. Внешнеторговый оборот увеличился до 8332,4 миллиона долларов США. Это свидетельствует о гибкости и адаптивности экономики Кыргызстана, способной быстро адаптироваться к меняющимся условиям и вернуться к торговому партнерству. Однако, наиболее впечатляющий рост произошел в 2022 и 2023 годах, когда внешнеторговый оборот увеличился до 12 057,9 миллионов и 15 660,8 миллионов долларов соответственно (рисунок 4).
Рисунок 4. Динамика внешнеторгового оборота в Кыргызской Республике, млн. долларов США
Источник: по данным НСК КР (https://www.stat.kg/ru/statistics/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost/)
Это связано с восстановлением мировой торговли, увеличением экспорта ключевых товаров и услуг, а также с развитием новых торговых партнерств. Динамика внешнеторгового оборота Кыргызстана за период с 2018 по 2023 год отражает вызовы и тенденции, которые влияли на экономику страны. Падение в 2020 году было вызвано воздействием пандемии COVID-19, в то время как последующий рост свидетельствует о восстановлении и адаптации экономики к новым условиям. Последние годы отражают не только динамику внешней торговли Кыргызстана, но и способность страны адаптироваться к вызовам и находить возможности для развития даже в условиях глобальных изменений. Внешнеторговый оборот служит не только экономическим показателем, но и признаком стремления страны к устойчивому развитию и улучшению своего места в мировой экономике. Для дальнейшего развития внешнеторговых отношений Кыргызстану необходимо продолжать укреплять свои торговые связи, развивать экспортно-импортную инфраструктуру и привлекать инвестиции для расширения возможностей на мировых рынках.
Основной целью государственной инвестиционной политики является создание благоприятного инвестиционного климата и поддержка создания благоприятной деловой среды. Эти стратегические цели направлены на достижение устойчивого экономического развития и роста, а также повышение уровня жизни и качества населения. Государство выступает посредником и регулятором и может существенно влиять на условия для инвесторов и предпринимателей, помогая создать благоприятные условия для экономического процветания и социального развития.
Для достижения заявленных целей государственной инвестиционной политики необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, активно поддерживать инвестиционные инициативы в рыночном секторе экономики, создать законодательную и институциональную базу, отвечающую требованиям рынка для успешного ведения бизнеса. осуществление экономической деятельности частных инвесторов.
Иностранные инвестиции, направленные в страну, можно разделить на три основных канала. Эти три финансовых потока различаются по целям использования, условиям поставки и другим характеристикам. Такой подход позволяет более четко структурировать и понимать потоки иностранного капитала, адаптировать политику привлечения инвестиций и создать максимально эффективные условия для различных типов инвесторов.
Таким образом, успешная реализация государственной инвестиционной политики требует системного подхода, включающего создание благоприятного инвестиционного климата, поддержку предпринимательства, разработку соответствующих законодательных структур и учет специфики различных каналов притока иностранных инвестиций.
В последние годы Кыргызстан продемонстрировал устойчивый рост в привлечении иностранных инвестиций, что свидетельствует о привлекательности страны для международных инвесторов. Динамика поступления иностранных инвестиций в период с 2018 по 2022 годы представляет интересную картину изменений в экономической структуре и финансовом климате Кыргызской Республики.
В 2018 году поступление иностранных инвестиций составило внушительные 6 939 125,6 тыс. долларов США. Этот период характеризовался активными усилиями правительства по привлечению зарубежных инвесторов, в частности благодаря принятию инвестиционно-привлекательных законодательных актов и созданию благоприятной бизнес-среды.
В 2019 году продолжая положительную динамику, поступление иностранных инвестиций выросло до 7 279 947,0 тыс. долларов США. Этот рост может быть признан результатом успешной реализации стратегии по привлечению инвестиций и укреплению деловой репутации страны.
В 2020 году несмотря на некоторые мировые экономические трудности, поступление иностранных инвестиций оставалось высоким, составив 6 926 781,8 тыс. долларов США. Этот фактор свидетельствует о устойчивости экономики Кыргызстана и его привлекательности для инвесторов даже в условиях глобальных вызовов. Влияние пандемии и некоторые геополитические события сказались на снижении поступления инвестиций в 2021 году до 6 331 356,0 тыс. долларов США. Однако продолжаются активные усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата.
В 2022 году Кыргызстан заметно увеличил поступление иностранных инвестиций, достигнув впечатляющей отметки в 9 025 556,8 тыс. долларов США (рисунок 5). Возвращение к высоким темпам привлечения инвестиций может связано с успешной реализацией стратегий по стимулированию важных отраслей экономики.
Рисунок 5. Поступление иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику, тыс. долларов США
Источник: по данным НСК КР (https://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/)
В 2023 году наблюдается некоторое снижение поступления иностранных инвестиций до 6 005 895,0 тыс. долларов США. Это вызвано различными факторами, такими как изменения в мировой экономике, политическая нестабильность или изменения в национальных экономических политиках. Общая тенденция поступления иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику за последние годы характеризуется умеренным ростом с периодическими колебаниями, вызванными мировыми и национальными экономическими факторами. Для привлечения большего объема инвестиций необходимо продолжать реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата, увеличение прозрачности и стабильности, а также расширение доступа к рынкам и инвестиционным возможностям. Общий тренд указывает на то, что Кыргызстан постепенно укрепляет свою позицию как привлекательное место для иностранных инвестиций. Политическая стабильность, благоприятные условия для бизнеса и стратегические инвестиционные инициативы способствуют разностороннему экономическому росту. Однако важно продолжать разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии по привлечению инвестиций, чтобы обеспечить устойчивость и долгосрочное развитие страны.